Промышленная безопасность и роль производственного контроля в ней
ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ, ЛИФТОВ И АТТРАКЦИОНОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ И В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННЫХ ТЕМПЕРАТУР!!!
В связи с наступлением неблагоприятных погодных условий (повышение температуры окружающего воздуха, превышающих на 10-15°С средние месячные значения (свыше +32°С)) Госпромнадзор предлагает принять дополнительные меры для обеспечения безопасности при эксплуатации, обслуживании, ремонте и монтаже подъемных сооружений и аттракционов.
Высокие температуры окружающего воздуха могут оказывать отрицательное воздействие на работу подъемных сооружений и аттракционов, поэтому владельцам и производителям работ необходимо обратить внимание на следующее:
• марки смазочных, гидравлических жидкостей, которые применяются в системах подъёмных сооружений, должны соответствовать температурным условиям, в которых эксплуатируется оборудование;
• обеспечить температурный, влажностный режим работы оборудования предусмотренный эксплуатационной документацией, в случае невозможности обеспечить соблюдение указанного режима необходимо приостановить эксплуатацию оборудования;
• состояние уплотнительных соединений гидравлических и пневматических систем, которые могут ослабнуть при воздействии высоких температур;
• при возможности сократить использование оборудования в дневное время (с 11 до 18 часов);
• провести разъяснительную работу с персоналом, осуществляющим эксплуатацию, обслуживание, ремонт, монтаж подъемных сооружений и аттракционов на открытом воздухе с целью организации производства работ без ущерба для здоровья.
Ведущий государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского областного управления Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
О происшествиях на источниках теплоснабжения
Мозырский межрайонный отдел Гомельского областного управления Госпромнадзора информирует, что с начала отопительного периода в Республике Беларусь произошли следующие происшествия на источниках теплоснабжения.
4 декабря 2023 года в 00 часов 00 минут произошла остановка котельной КЖУП «Гомельский райжилкомхоз» н.п. Большевик, Гомельского района, Гомельской области.
Установлено, что обслуживающим персоналом была проведена аварийная остановка котла стационарного № 1 после обнаружения течи воды. При этом согласно записям в сменном журнале, 2 декабря 2023 г. был остановлен котёл стационарный № 3, так же с утечкой воды. В результате чего в котельной не осталась исправного котла, и теплоснабжение посёлка было приостановлено, при этом нарушено отопление жилого фонда и объектов социального и бытового назначения. В 14 часов 50 минут восстановительные работы на котле стационарный № 3 были завершены, котёл пущен в работу.
6 декабря 2023 года в 23 часа 55 минут было прекращено электроснабжение котельной ОАО «Речицкий текстиль» в г. Речица,
ул. Наумова, 131, которая является производственно-отопительной
и обеспечивает выработку пара для технологических нужд предприятия
и отпуск тепловой энергии для отопления помещений предприятия и жилого фонда.
По результатам разбирательства, проведенного силами предприятия, было установлено, что прекращение электроснабжения произошло вследствие повреждения силового кабеля. Переход на резервную линию электроснабжения оказался невозможным по причине неисправности вакуумного выключателя резервной линии. Электроснабжение было восстановлено силами специалистов
РУП «Гомельэнерго» и теплоснабжение потребителей восстановлено 7 декабря в 8 часов 45 минут.
2 января 2024 года произошло происшествие на источнике теплоснабжения (пожар в здании котельной), расположенном по адресу Гродненская область, Ошмянский район,
пункт таможенного оформления «Каменный Лог». Котельная предназначена для отопления административных зданий пункта таможенного оформления «Каменный Лог».
Предварительной причиной возникновения происшествия является нарушение обязательных для соблюдения требований промышленной безопасности, в части необходимости постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала за работой оборудования котельной.
В настоящее время комиссией предприятия с участием представителей Госпромнадзора проводится техническое расследование причин происшествия.
В целях взаимодействия по обеспечению устойчивой работы
в осенне-зимний период 2023/2024 года и недопущения возникновения аварийных ситуаций на теплоисточниках необходимо:
в случае возникновения аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте направить информацию о возникновении аварии или инцидента в соответствии с частью первой статьи 33 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» в течение 2 часов с момента возникновения аварии или инцидента;
обеспечить в пределах своей компетенции выполнение требований законодательства в области промышленной безопасности;
провести противоаварийные тренировки по ликвидации и локализации аварий и инцидентов, предусмотрев все возможные аварийные ситуации с указанием конкретных действий обслуживающего персонала;
усилить контроль за исполнением должностных обязанностей обслуживающим персоналом котельных в ночное время, выходные и праздничные дни;
довести данную информацию до заинтересованных лиц.
Старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского областного управления
Госпромнадзора С.Ю.Леднёв
К сведению:
Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов – что изменилось.
Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2022 № 88 внесены изменения в Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением ведомства от 22.12.2018 № 66.
Так, с 5 марта 2023 г.:
• абзац восемнадцатый пункта 2 изложить в следующей редакции:
«специализированная организация – организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию, монтажу, наладке, ремонту, обслуживанию, техническому диагностированию грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил, в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию расчетных металлоконструкций, приборов и устройств безопасности, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений, тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, монтажу, наладке, обслуживанию приборов и устройств безопасности, ремонту грузозахватных приспособлений, тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, либо выборке из указанного перечня работ (услуг);»;
• в частях первой и второй пункта 11, абзацах первом и третьем пункта 12 слова «специальное разрешение (лицензию) на право осуществления» заменить словами «лицензию на осуществление»;
• часть первую пункта 56 изложить в следующей редакции:
«56. Изготовитель, специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по монтажу, ремонту грузоподъемных кранов соответствующего типа, по ремонту грузозахватных приспособлений и (или) тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, должны применять такие виды и объемы контроля качества сварки и сварных соединений, которые гарантировали бы выявление недопустимых дефектов. При этом объем контроля должен соответствовать требованиям настоящих Правил.»;
• часть первую пункта 57 изложить в следующей редакции:
«57. Виды неразрушающего и (или) разрушающего контроля определяются изготовителем, специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по монтажу, ремонту грузоподъемных кранов соответствующего типа, по ремонту грузозахватных приспособлений и (или) тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 56 настоящих Правил, и указываются в проектной (конструкторской) и эксплуатационной документации.»;
• в частях первой и второй пунктов 71 и 72, пунктах 74 и 75, части второй пункта 88 слова «специальное разрешение (лицензию) на право осуществления» заменить словами «лицензию на осуществление»;
• часть первую пункта 83 изложить в следующей редакции:
«83. Ремонт грузоподъемных кранов (в том числе с применением сварки), указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил, грузозахватных приспособлений, приборов и устройств безопасности и (или) тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, не требующий внесения конструктивных изменений, может осуществляться по разработанной технологии специализированной организацией, имеющей лицензию на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по ремонту грузоподъемных кранов соответствующего типа, грузозахватных приспособлений, приборов и устройств безопасности и (или) тары, изготавливаемой с применением сварки, предназначенной для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве.»;
• в абзаце седьмом пункта 356 слова «приостановления (запрета)» заменить словами «временного приостановления (запрета)»;
• дополнить Правила пунктом 3621 следующего содержания:
«3621 . В случае необходимости вывода из эксплуатации грузоподъемного крана его владелец до внесения изменений в документы, связанные с регистрацией грузоподъемного крана, выводит грузоподъемный кран из эксплуатации локальным правовым актом.»;
• в пунктах 394, 396 и 400, части второй пункта 402 слова «специальное разрешение (лицензию) на право осуществления» заменить словами «лицензию на осуществление»;
• часть вторую пункта 424 изложить в следующей редакции:
«Порядок выдачи наряда-допуска и проведения инструктажа работников указывается в локальных правовых актах владельца грузоподъемного крана и производителя работ с учетом требований Положения о порядке установления охранных зон электрических сетей, размерах и режиме их использования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 794. Наряд-допуск должен выдаваться машинисту крана (крановщику) на руки перед началом работы.»;
• абзац первый пункта 428 изложить в следующей редакции:
«428. Владелец грузоподъемного крана, производитель работ должны временно приостановить (запретить) его эксплуатацию и (или) производство работ с записью в паспорт грузоподъемного крана:».
Мозырский межрайонный отдел Гомельского областного управления Госпромнадзора напоминает, что согласно пункту 11 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, одним из случаев проведения внеочередной проверки знаний является принятие (изменение) актов законодательства в области промышленной безопасности.
Таким образом, изменения в Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, внесенные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 88, влекут за собой необходимость прохождения внеочередной проверки знаний.
Ведущий государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского ОУ Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
Об аварии при эксплуатации грузоподъемного крана
О порядке информирования о чрезвычайных происшествиях
Изменения в Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности»
Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов.
О безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
О порядке информирования о чрезвычайных происшествиях.
О происшествиях с автомобильными кранами.
Производственный контроль в области промышленной безопасности.
Промышленная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных Законом о промышленной безопасности и иными актами законодательства.
Не стоит путать или отождествлять промышленную безопасность и сферу охраны труда. Цель этой деятельности – предотвращение аварийных ситуаций, снижение травматизма работников, сведение к минимуму последствий аварий и ущерб от работы объекта. А цель сферы охраны труда - сохранение здоровья и жизни работников. Например – аварии на производствах могут не нести угрозы жизни и здоровью сотрудников, поэтому сфера охраны труда не имеет к их ликвидации никакого отношения. Такие аварии – сфера деятельности промышленной безопасности. В тоже время, принести вред здоровью могут и не аварийные ситуации, которые подпадают под действие охраны труда.
Субъектами промышленной безопасности являются юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами (далее – юридические лица), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.
Объектами отношений в области промышленной безопасности являются опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты и технические устройства.
На каких предприятиях необходим производственный контроль.
Согласно ст.26 Закона «О промышленной безопасности» от 5 января 2016 года (далее – Закон) производственный контроль обязан осуществлять каждый субъект промышленной безопасности (далее – субъект), который эксплуатирует опасные производственные объекты (далее – ОПО) и (или) потенциально опасные объекты (далее – ПОО). При этом, перечни ОПО и ПОО приведены в соответствующих приложениях (№1 и №2) к Закону.
Кто должен организовывать и осуществлять производственный контроль.
Согласно ст.29 Закона руководитель субъекта в установленном порядке возлагает обязанности по осуществлению производственного контроля на лиц, ответственных за осуществление производственного контроля и (или) вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности.
В определенных случаях (наличие в эксплуатации у субъекта хотя бы одного ОПО I и (или) II типов) вышеуказанные лица вводятся в состав отдельного структурного подразделения (службы промышленной безопасности). При этом, руководитель указанной службы, также, как и лица, ответственные за осуществление производственного контроля, и инженеры по промышленной безопасности подчиняются напрямую руководителю субъекта (или его обособленного подразделения) либо его заместителю, ответственному за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности или его обособленном подразделении (на большинстве предприятий, это, как правило, главный инженер).
Справочно: Закон предусматривает и определенные квалификационные требования к назначаемым лицам, а именно: лица, ответственные за осуществление производственного контроля должны иметь высшее техническое образование и необходимую подготовку по вопросам промышленной безопасности.
Каков порядок проведения контроля и какие записи при этом ведутся.
Сегодняшнее законодательство не устанавливает для субъекта четкого регламента проведения производственного контроля, как это было ранее определено в «Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах», утв. постановлением МЧС от 28.06.2000 №11 (документ утратил силу с 10.08.2016 в связи с принятием нового Закона).
В ст.29 Закона указано, что руководители субъекта сами должны установить для себя требования (регламент и правила) к осуществлению производственного контроля путем утверждения соответствующих Положений о порядке организации и осуществления производственного контроля (далее – Положение). Утверждаемые на предприятиях Положения должны соответствовать «Примерному положению об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности», утв. постановлением МЧС от 15.07.2016 N 37. Изучив основные задачи и составляющие производственного контроля (пп.4,5 указанного Примерного положения) стоит обратить внимание, что функции ответственных лиц (или инженеров по промышленной безопасности) не ограничиваются только проведением собственно контроля (в виде проверок объектов), а включают и ряд других мероприятий (таких как: разработка ЛНПА по промышленной безопасности, организация проведения подготовки и проверки знаний работников субъекта по промышленной безопасности и мн. другое).
В ст.29 Закона «О промышленной безопасности» законодатели дают возможность руководителю субъекта промышленной безопасности, который эксплуатирует ОПО и (или) ПОО, ввести в штат должность инженера по промышленной безопасности с целью возложения на него обязанностей по организации и проведению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Изучив положения данной статьи Закона многие руководители пожелали пополнить свой штат таким специалистом, однако, при этом, не учли множество важных аспектов.
Кого можно назначить на должность «инженер по промышленной безопасности».
Для начала необходимо четко понимать, что «инженер по промышленной безопасности» – это должность! Для назначения на эту должность у работника должно быть специальное образование, а именно высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). Такое образование на сегодняшний день можно получить, например, в Университете гражданской защиты МЧС РБ, где обучают инженеров по промышленной и по пожарной безопасности. При отсутствии указанного образования назначать специалистов на эти должности (в том числе на условиях совмещения или совместительства) нельзя.
Что же делать, если специалиста с таким образованием в штате предприятия нет, а до ближайшего выпуска молодых специалистов из Университета гражданской защиты МЧС РБ (или до получения второго высшего образования соответствующим работником субъекта) еще достаточно много времени? Кто будет осуществлять производственный контроль (а это обязанность руководителя субъекта)? Ответ на этот вопрос дается в той же 29 статье Закона, а именно: за руководителем субъекта остается выбор, т.е. вместо инженера по промышленной безопасности можно просто возложить соответствующие обязанности на ответственное лицо (имеющее высшее техническое образование по любому направлению и необходимую подготовку).
В каких же ситуациях прием на работу такого специалиста будет обоснован?
Это, несомненно, в тех случаях, когда у субъекта много разноплановых, территориально удаленных, технически сложных и т.п. подлежащих контролю объектов ОПО и (или) ПОО, и, особенно тогда, когда некоторые из этих объектов относятся к ОПО I и (или) II типов опасности (заметим, что в этих случаях, согласно Закону, этот специалист будет работать уже не в одиночке, а составе структурного подразделения, т.н. «службы промышленной безопасности»).
Безусловно, добиться более качественного и в полном объеме проведения производственного контроля на предприятии можно вводя в штат отдельную должность (инженер по промышленной безопасности), т.к. для этого специалиста организация и проведение производственного контроля – его основная работа. В то время, как возложение обязанностей по проведению производственного контроля на должностных лиц проводится без освобождения их от выполнения основной работы (по занимаемой должности), т.е. таким лицам руководитель вменяет дополнительные обязанности на выполнение которых требуется и дополнительное время, а таким временем не каждый специалист и не всегда располагает.
Оценить все эти моменты: нужен ли отдельно в штате инженер по промышленной безопасности (если нужен- то сколько); сколько назначать ответственных за проведение производственного контроля; назначать ли только ответственных лиц или принять в штат еще и несколько инженеров по промышленной безопасности – может только руководитель субъекта промышленной безопасности или его заместитель, ответственный за организацию промышленной безопасности (как правило, это главный инженер). При проведении такой оценки он должен в первую очередь обращать внимание на следующее: а смогут ли назначенные (и (или) принятые в штат) лица в полном объеме и качественно выполнять свои обязанности по осуществлению производственного контроля. Для этого руководитель должен также учесть количество ОПО и (или) ПОО, численный состав работников на них, их территориальную удаленность и многое другое.
Обратите внимание! Закон не обязывает Вас брать в штат именно инженера по промышленной безопасности, он дает Вам выбор в подборе специалистов для проведения контроля, сделать который можно проведя всестороннюю оценку вышеуказанных факторов.
Основные функциональные обязанности инженера по промышленной безопасности.
Ниже остановимся на основных обязанностях инженера по промышленной безопасности. К ним относятся:
• собственно, контроль за соблюдением работниками ОПО и/или ПОО требований промышленной безопасности, в т.ч. контроль за своевременным проведением необходимых испытаний, технических освидетельствований и технического диагностирования оборудования и устройств, применяемых на ОПО и/или ПОО, ремонтом и поверкой средств измерений;
• разработка и пересмотр (совместно с руководителями подразделений) инструкций по промышленной безопасности, иных локальных нормативных правовых актов организаций, содержащих требования по промышленной безопасности;
• организация и контроль проведения обучения и проверки знаний у работников субъекта;
• разработка планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и контроль за своевременным и качественным их выполнением, в том числе планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов, и ликвидации их последствий; а также контроль за выполнением мероприятий, отраженных в выданных им же (или органами надзора) предписаниях;
• доведение до сведения работников ОПО и (или) ПОО информации об изменении законодательства в области промышленной безопасности;
• участие в техническом расследовании причин аварий, инцидентов, произошедших в субъекте промышленной безопасности, а также проведение анализа причин их возникновения и контроль за реализацией мероприятий, принятых по результатам расследования, в т.ч. ведение и хранение соответствующих документов, сопутствующих расследованию (журналы, акты и т.п.);
• и ряд других обязанностей (в соответствии с основными задачами производственного контроля, изложенными в п. 4,5 Примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, утв. Постановлением МЧС от 15.07.2016 N 37).
Как видим, в обязанности данного специалиста входит не только контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в том виде, как мы его понимаем, но и ряд других довольно трудоемких мероприятий.
Лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности назначается и освобождается от должности приказом директора организации.
Лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности непосредственно подчиняется ответственному за организацию производственного контроля за промышленной безопасностью.
В своей работе ответственный за осуществления производственного контроля за промышленной безопасностью должен руководствоваться действующим законодательством, приказом и распоряжениями организации, а также действующими нормативными документами.
В заключение стоит отметить, что, к сожалению, практически ни одна проверка Госпромнадзора не обходится без замечаний по порядку проведения и (или) организации производственного контроля в области промышленной безопасности. Любые замечания надзорных органов чреваты для соответствующих должностных лиц различными санкциями: дисциплинарными взысканиями (замечаниями, выговором и.т.п.), внеочередной проверкой знаний в комиссии Госпромнадзора, административными взысканиями в виде штрафов. В последнее время достижение промышленной безопасности становится все более сложной задачей из-за постоянно меняющихся условий труда и производственных процессов. Законы и правила безопасности постоянно совершенствуются, создавая все более безопасные рабочие места. Работодатели должны понимать и приспосабливаться к этим изменениям, а также сообщать о них своим сотрудникам и обеспечивать, чтобы они могли действовать в соответствии с ними. Только таким образом мы вместе скажем травматизму НЕТ!
Ведущий государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
ГОУ Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
Вступление в силу с 1 января 2023 года Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 года № 213-З «О лицензировании».
Мозырский межрайонный отдел Гомельского областного управления Госпромнадзора информирует о вступлении в силу с 1 января 2023 года Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 года № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон). Настоящий Закон регулирует отношения в сфере лицензирования, определяет перечень лицензируемых видов деятельности, устанавливает порядок их лицензирования.
Закон сохраняет основные подходы к лицензированию, закрепленные в Указе Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», обеспечивает преемственность базовых принципов лицензирования, системно и комплексно регулирует всю сферу лицензирования.
Принятие Закона позволит снизить административную нагрузку на субъекты хозяйствования. В частности, Законом закрепляется переход на электронное лицензирование через создание Единого цифрового реестра лицензий, содержащего информацию о предоставленных лицензиях, их изменении, приостановлении, возобновлении, прекращении, а также иные сведения, предусмотренные Законом.
Вместо термина специальное разрешение (лицензия) вводится термин «лицензия», под которым понимается право на осуществление вида деятельности, отнесенного к лицензируемому виду деятельности, предоставленное по решению лицензирующего органа в установленном Законом порядке.
Отменено требование к соискателям лицензии – иностранным организациям об обязательном наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, конкретизированы последствия реорганизации лицензиата – юридического лица в случаях преобразования, выделения, разделения, слияния, присоединения.
В части, касающейся деятельности в области промышленной безопасности:
упразднен упрощенный порядок лицензирования, практика применения которого показала, что данный порядок для большинства воспользовавшихся им лицензиатов сопряжен со значительными финансовыми и репутационными рисками ввиду изначально необъективной оценки этими лицензиатами соответствия своих возможностей лицензионным требованиям и условиям;
из числа работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, исключены работы (услуги) по проектированию (разработке технологического раздела) котельных, что позволяет избежать двойного регулирования в данной области;
приложением 2 к Закону определен Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг в отношении которых подлежат лицензированию, позволяющий систематизировать, а в отдельных случаях оптимизировать перечень потенциально опасных объектов и технических устройств, подлежащих указанию в лицензии, и упростить для соискателей лицензии и лицензиатов подготовку заявления при обращении за получением лицензии, внесением в нее изменений;
Например: не подлежат лицензированию работы (услуги) по проектированию большинства технических устройств и потенциально опасных объектов; избирательно лицензируются работы (услуги) по монтажу, наладке, ремонту, обслуживанию и техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств; оптимизирован перечень технических устройств оборудования, работающего под избыточным давлением, объектов по добыче и обогащению полезных ископаемых, объектов металлургического, прокатного и литейного производства, объектов газораспределительной системы и газопотребления и пр.
конкретизированы долицензионные и лицензионные требования, предъявляемые к соискателям лицензии, и лицензионные требования, предъявляемые к лицензиатам;
Например: долицензионное требование о наличии в штате работников теперь сформулировано следующим образом «наличие в штате не менее трех работников (технических руководителей, специалистов, рабочих), обеспечивающих в полном объеме выполнение заявленных работ, оказание услуг, для которых эта работа является основным местом работы, имеющих квалификацию для осуществления лицензируемого вида деятельности, прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке и случаях, установленных Министерстрвом по чрезвычайным ситуациям», что позволяет соискателям лицензии и лицензиатам объективнее оценивать количество необходимых для выполнения тех или иных заявленных к лицензированию работ (услуг) работников при подготовке к прохождению экспертизы соответствия.
К числу лицензионных требований отнесено функционирование системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и подготовки (переподготовки) работников, а не ее формальное наличие.
увеличен с двух до трех лет срок представления заключения о соответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям, составленного по результатам проводимой
Госпромнадзором экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям (для работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 2.2 пункта 2 статьи 86 Закона).
В рамках реализации Закона разработаны постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям от 14 декабря 2022 г. № 78 «О разработке и функционировании систем контроля», от 14 декабря 2022 г. № 76 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям в области промышленной безопасности», на рассмотрении Правительства находится проект нормативного правового акта, которым определяются порядок представления и перечни документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, а также форма и порядок выдачи подтверждения предоставления лицензии на бумажном носителе.
Ведущий государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского областного управления
Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
Об изменении законодательства в части выдачи заключений о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов строительства разрешительной и проектной документации
В рамках реализации положений Указа Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 4 марта 2022 г. принято постановление № 22, которым утвержден регламент административной процедуры 3.9.3 «Получение заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации (в части эксплуатационной надежности и промышленной безопасности)». Указанное постановление вступило в силу 2 июня текущего года.
ВАЖНО! В целях минимизации вмешательства госорганов в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования теперь указанная административная процедура НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ И АТТРАКЦИОНОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ (подпункт 1.3 пункта 1 регламента).
Оптимизация административной процедуры по получению заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации (в части эксплуатационной надежности и промышленной безопасности) не будет иметь негативных последствий в части обеспечения промышленной безопасности подъемных сооружений и аттракционов, так как в соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» и правилами по обеспечению промышленной безопасности подъемные сооружения и аттракционы до ввода в эксплуатацию подлежат обязательному техническому освидетельствованию. Техническое освидетельствование подъемных сооружений и аттракционов до ввода в эксплуатацию выполняется только экспертом в области промышленной безопасности Госпромнадзора. В ходе технического освидетельствования проверяется соответствие технического состояния подъемного сооружения, аттракциона и его установки требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, проектной и эксплуатационной документации, проводятся проверки работоспособности, испытания и контрольные пуски, оценивается организация безопасной эксплуатации. Результаты технического освидетельствования с выводом об исправном (не исправном) состоянии подъемного сооружения, аттракциона и о соответствии (не соответствии) его требованиям безопасности записываются в паспорт (формуляр) подъемного сооружения, аттракциона лицом, проводившим техническое освидетельствование.
ВНИМАНИЮ ЗАКАЗЧИКОВ (ЗАСТРОЙЩИКОВ), ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ИНЫХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ! Приемка в эксплуатацию объектов строительства (очередей строительства, пусковых комплексов), имеющих в своем составе подъемные сооружения и (или) аттракционы, относящиеся к потенциально опасным объектам, осуществляется при наличии положительных результатов их технического освидетельствования и без оформления заключения, указанного в пункте 20 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 716.
Ведущий государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского ОУ Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
О проведении второго этапа Единого республиканского дня безопасности
В соответствии с организационно-методическими указаниями Премьер-министра Республики Беларусь по подготовке органов управления и сил Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на 2021 год с 1 по 10 сентября текущего года спланировано проведение второго этапа Единого республиканского дня безопасности.
Мозырский межрайонный отдел Гомельского ОУ Госпромнадзора предлагает руководителям организаций эксплуатирующих опасные производственные и потенциально опасные объекты поднадзорные Госпромнадзору организовать в этот период проведение на объектах противоаварийных тренировок с обслуживающим персоналом с целью закрепления знаний и навыков по действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации поднадзорного Госпромнадзору оборудования.
Старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского ОУ Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
Инцидент с башенным краном КБМ-401П, произошедший 23.03.2021
в г. Жодино на строительном объекте.
23.03.2021 в г. Жодино на строительном объекте: «Два многоквартирных жилых дома по ул. Жодинская, район дома № 13» с башенным краном КБМ-401П (исполнение-36, 2008 года выпуска, изготовитель РПУП «Могилевский завод «Строммашина»), принадлежащим дочернему унитарному предприятию «Автомобильный комбинат» Минского областного производственного проектно-строительного унитарного предприятия «Минскоблсельстрой» произошел инцидент.
При подъеме груза, превышающего грузоподъемность крана при определенном вылете грузового крюка, произошло падение секции стрелы башенного крана.
С учетом экспертного заключения, по результатам проведенных
НПК «НАУКА» (г. Могилев) технической экспертизы и экспертной оценки конструкции сварного соединения пластины серьги с трубой верхнего пояса стрелы установлено:
основной причиной разрушения стрелы (разрыва серьги) (Фото 1,2) башенного крана КБМ-401П является подъем груза массой 5,9 тонн на максимальном вылете стрелы 40,0 м при разрешенной массе 2,5 тонны (превышение допустимой нагрузки более чем в 2 раза);
конструктивной особенностью данного крана является проектное
и технологическое решение в изготовлении конструкции сварного соединения верхнего пояса (трубы) стрелы с серьгой с оставшимся после сборки и окончательной сварки в конструкции соединения сквозным пазом в пластине серьги (Фото 3), что является высоким концентратором напряжений, требующим проведения регулярных осмотров с контролем наличия трещин (микротрещин) в соединении, окончаниях сварных швов, основном металле в зоне сквозного паза пластины (Фото 4).
Анализ обстоятельств инцидента и изучение документации
по организации эксплуатации башенных кранов ДУП «Автомобильный комбинат» показал, что эксплуатация башенного крана осуществлялась
с грубыми нарушениями требований Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов (далее – ПОПБГК):
допущена эксплуатация крана с демонтированным прибором безопасности ОНК-160Б (нарушение требований п. 405, 420, 428 ПОПБГК);
допущено превышение номинальной грузоподъемности крана (нарушение требований пункта 407 ПОПБГК);
строповка грузов проводилась лицом, не имеющим профессию рабочего «стропальщик» и не допущенным в установленном порядке
к обслуживанию крана (нарушение требований п. 405 ПОПБГК);
на предприятии отсутствовали инструкции по безопасному ведению работ (инструкции по эксплуатации) для работников (машиниста крана, стропальщика, обслуживающего персонала), осуществляющих эксплуатацию грузоподъемных кранов (нарушение требований п. 338 ПОПБГК).
В соответствии с задачами и функциями, возложенными на Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (далее - Госпромнадзор) по информированию и разъяснительной работе, в целях профилактики и недопущения аналогичных происшествий, организации на должном уровне профилактической работы по предупреждению аварийности и травматизма необходимо:
довести до сведения экспертов, инспекторского состава Госпромнадзора, владельцев башенных кранов КБМ-401П информацию о произошедшем инциденте;
потребовать от руководителей организаций, в которых эксплуатируются указанные грузоподъемные краны:
произвести внеочередной контроль основного металла и сварных швов стрелы башенных кранов КБМ-401П с использованием неразрушающих методов контроля силами специализированных организаций, имеющих лицензию на право деятельности в области промышленной безопасности в части диагностирования башенных кранов, уделив особое внимание состоянию соединений пластин серьги с верхним поясом (трубой) стрелы. Результаты внеочередного контроля отразить в паспортах башенных кранов с приложением отчетной документации. При выявлении недопустимых дефектов в соединении выполнить ремонт (усиление) металлоконструкции или ее замену;
Справочно: По результатам расчетов, произведенных
НПК «НАУКА», конструктивное решение по усилению только сплошной заваркой сквозного паза в проушине является недостаточным
для обеспечения прочности конструкции.
обеспечить при проведении годового контроля технического состояния, перед каждым монтажом башенных кранов КБМ-401П визуально-измерительный контроль состояния соединений пластин серьги с верхним поясом (трубой) стрелы;
предоставление информации о проведении внеочередного контроля основного металла и сварных швов стрелы башенных кранов КБМ-401П
в обособленные территориальные подразделения Госпромнадзора.
Старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского ОУ Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
Изменения в Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З
«О промышленной безопасности»
С 15 июня 2021 года вступают в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности».
Изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 10.12.2020 № 66-З, касаются всех субъектов промышленной безопасности, эксплуатирующих опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты.
Прежде всего, это изменение определения производственный контроль. Ранее определение «производственны контроль» означало «контроль за соблюдением требований законодательства в области промышленной безопасности внутри субъекта промышленной безопасности». В новой редакции определение «производственный контроль» включает в себя более широкий спектр задач, стоящих перед субъектом хозяйствования в области промышленной безопасности: производственный контроль - комплекс организационных и технических мероприятий, реализуемых субъектом промышленной безопасности, направленный на обеспечение безопасной эксплуатации опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, а также на предупреждение аварий и (или) инцидентов на этих объектах.
Начиная с декабря 2021 года, субъекты промышленной безопасности обязаны ежегодно предоставлять информацию об организации производственного контроля в области промышленной безопасности.
При этом, если субъект промышленной безопасности не имеет вышестоящей организации, т.е. без ведомственной подчиненности, то информация представляется в территориальный орган Госпромнадзора.
Если субъект промышленной безопасности входит в состав республиканского органа государственного управления или в состав иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь – информация предоставляется в этот орган государственного управления. Например, ОАО «Гомельский химический завод» входит в состав концерна «Белнефтехим», следовательно, информация об организации производственного контроля в области промышленной безопасности направляется в концерн «Белнефтехим».
Информация об организации производственного контроля в области промышленной безопасности должна предоставляться не позднее 25 декабря текущего года.
В целях своевременного предоставления объективной информации субъектам промышленной безопасности уже на данном этапе необходимо провести ряд организационных мероприятий, в том числе: актуализировать положения об организации и осуществлении производственного контроля, разработать графики проведения контрольно-профилактических проверок, технического освидетельствования и технического диагностирования потенциально опасных объектов; убедиться в наличии актуальных протоколов проверки знаний по вопросам промышленной безопасности у ответственных лиц, а также у рабочих; провести анализ работы лиц, осуществляющих производственный контроль.
Старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского ОУ Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
Намерения Госпромнадзора – БЕЗОПАСНОСТЬ
Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1998г. №584, регламентируют вопросы безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов на территории Республики Беларусь. Через территорию Гомельской области, проходят магистральные трубопроводы ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и УП «Запад-Транснефтепродукт» транспортирующие углеводороды по трубам диаметр которых достигает 1400мм под избыточным давлением до 100 кгс/ см² или 10 МПа. При таких условиях работы трубопроводов, важным фактором является состояние охранных зон магистральных трубопроводов.
Информационно: охранная зона магистрального трубопровода – участок земли, ограниченный условными линиями, проходящими в пределах от 50 до 100 метров от оси трубопровода с каждой стороны. Земельные участки, входящие в охранные зоны магистральных трубопроводов, не изымаются у землевладельцев и землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил охраны магистральных трубопроводов.
Не соблюдение Правил может привести к повреждение магистральных трубопроводов, находящихся под высоким давлением, с последующими чрезвычайными ситуациями ( гибель людей, скота, разрушение близлежащих зданий, сооружений, большой площадью пожара, большие материальные затраты на восстановительные работы, временное прекращение подачи транспортируемых углеводородов потребителям).
В целях не допущения нарушений в охранных зонах магистральных трубопроводов проводятся мониторинги и патрулирование(вертолетные облёты, пешие обходы) охранных зон, информируется население и субъекты хозяйствования через средства массовой информации (телевидение, радио), по средством памяток, писем и проведения Госпромнадзором профилактических совещаний с представителями операторов трубопроводного транспорта, землевладельцами и землепользователями производящие работы в районе прохождения магистральных трубопроводов.
Магистральные трубопроводы проходят вне территорий населенных пунктов - через поля, леса, водные преграды и обозначаются на местности опознавательными столбиками высотой 1,5–2 м от поверхности земли с информационно-предупредительной табличкой.
Информационно: За нарушение правил охраны магистральных трубопроводов предусмотрено наложение штрафа на физическое лицо в размере от десяти до сорока базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин (часть 1 ст. 18.40 «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»), нарушение правил охраны магистральных трубопроводов, вызвавшее повреждение магистрального трубопровода или перерыв в обеспечении потребителей газом- влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от двухсот до пятисот базовых величин (часть 2 ст. 18.40 «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»).
Также стоит отметить, что эксплуатация магистральных трубопроводов контролируется как эксплуатирующими организациями, так и государственными надзорными органами. По итогам проведенного анализа выявленных нарушений в охранных зонных магистральных трубопроводов за 2017-2020г.г. - основными нарушениями являются не соблюдение требования пунктов 16 и 17 Правил охраны магистральных трубопроводов, и нарушаются в результате проведения работ, в частности:
валка леса, складирование пиленого леса и (или) порубочных остатков в охранной зоне, совершение проездов и переездов через трассы трубопроводов, работа в охранной зоне трубопровода без письменного разрешения предприятия трубопроводного транспорта;
полевые сельскохозяйственные работы, высадка плодовых деревьев в охранной зоне без письменного разрешения оператора магистрального нефтепровода;
устройство свалки или складирование продукции (сено, солома) в охранной зоне магистрального газопровода.
Информационно: Правилами охраны магистральных трубопроводами определено:
что входит в состав трубопроводов(пункт 3);
порядок установления охранных зон(пункт 11);
порядок землепользования земельными участками, входящие в охранные зоны трубопроводов(пункт 13);
что запрещается в охранных зонах(пункт 16);
что запрещается в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта(пункт 17);
порядок обозначения трасс трубопровода(пункты 27, 28)
Следует отметить, что положительным результатом проведенных ранее профилактических мероприятий это - минимальное количество выявленных нарушений в 2020 году по отношению к 2017-2019 годам (одно нарушение в Буда-Кошелевском районе - складирования пиленого леса в охранной зоне магистрального газопровода).
В заключении стоит отметить, что соблюдение требований законодательства Республики Беларусь в области магистрального трубопроводного транспорта позволит исключить нарушения в охранных зонах, способствовать безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов и защитить общественные и государственные интересы Республики Беларусь.
Старший государственный инспектор Гомельского областного управления Госпромнадзора Волков Николай
О проверке знаний в области промышленной безопасности.
Работники субъектов промышленной безопасности проходят подготовку и проверку знаний в области промышленной безопасности согласно Постановлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06 июля 2016 года №31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» с изменениями и дополнениями внесенными Постановлением МЧС РБ от 28 апреля 2018 года №27.
Первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Госпромнадзоре, проходят:
руководители и специалисты, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг и выполняющие работы, составляющие деятельность в области промышленной безопасности;
лица, ответственные за безопасную эксплуатацию;
лица, ответственные за осуществление производственного контроля;
преподаватели;
члены комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в субъекте промышленной безопасности, за исключением членов комиссии структурных и обособленных подразделений.
Обращаем внимание руководителей и специалистов субъектов промышленной безопасности на порядок прохождения проверки знаний в Мозырском межрайонном отделе Гомельского областного управления Госпромнадзора (далее Мозырский межрайонный отдел).
Субъекты промышленной безопасности обращаются в Мозырский отдел с письмом-заявкой установленной формы, в котором в обязательном порядке указывается вид проверки знаний, по каким правилам или нормативным актам и в качестве кого проходят проверку знаний, имя и отчество заявленных лиц пишется полностью, должность указывается в соответствии со штатным расписанием.
После получения заявки работниками Мозырского отдела направляются в адрес заявителя выписанные счет-фактура и акты выполненных услуг. Проверку знаний необходимо пройти не позднее месяца со дня подачи заявки.
Проверка знаний проводится каждый понедельник с 9 до 13 часов. Экзаменуемым необходимо представить секретарю комиссии оригинал письма-заявки (в случае направления его по факсу), копию платежного поручения, два акта выполненных услуг с подписью руководителя и живой печатью.
Лица, прибывшие на проверку знаний, допускаются к сдаче экзамена при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Информируем руководителей и специалистов о том, что на сайте Госпромнадзора в разделе «Проверка знаний» размещены перечни вопросов по всем направлениям деятельности и для разных категорий лиц.
Справочно моменты, на которые стоит обратить внимание:
проверку знаний Законодательства в области промышленной безопасности проходят только председатель комиссии по проверке знаний в качестве такового и лицо, ответственное за осуществление производственного контроля.
Первичную проверку знаний проходят лица, прошедшие обучение, в письме-заявке указывается название учебного заведения и предоставляются свидетельства об обучении.
Лица, прошедшие проверку знаний в качестве лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, лица, ответственного за осуществление производственного контроля, руководителя и специалиста, осуществляющего руководство работами, включаются в состав комиссии по проверке знаний.
Отменен экзамен для членов комиссии по всем направлениям деятельности в области промышленной безопасности.
Проверка знаний проводится на компьютере, количество правильных ответов, являющееся основанием для признания результатов проверки знаний положительными, 16 из 20 заданных.
Во время проверки знаний не разрешается:
пользоваться нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, справочной и специальной литературой;
вести переговоры с другими работниками субъекта промышленной безопасности;
пользоваться средствами связи.
В целях реализации рекомендаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь и принятия дополнительных мер по профилактике ОРВИ среди работников Госпромнадзора введено временное ограничение на прием посетителей в здании Мозырского межрайонного отдела Гомельского областного управления Госпромнадзора. С целью исключения нахождения одновременно большого количества посетителей в здании, временно введена предварительная запись по телефонам: 8-0236-22-55-27, 8-0236-22-55-28.
Работникам, направляемым на проверку знаний необходимо иметь защитную маску и производить обработку рук антисептическим раствором, имеющимся на входе в здание.
По любым вопросам о порядке прохождения проверки знаний и правильного оформления документов можно обращаться к работникам Мозырского межрайонного отдела Гомельского областного управления Госпромнадзора.
Желаем удачной сдачи экзаменов.
Ведущий государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского областного управления Госпромнадзора Т.Н.Росоха
Порядок регистрации потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности в части подъемных сооружений
Потенциально опасный объект – объект, указанный в перечне потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности согласно приложению 2 к Закону РБ «О промышленной безопасности» (далее – Закон). Потенциально опасные объекты подлежат регистрации в случае их отнесения в соответствии с приложением 2 к Закону до их ввода в эксплуатацию. В соответствии с пунктами 5, 6 приложения 2 к Закону к потенциально опасным объектам в части подъемных сооружений относятся:
5.1. грузоподъемные краны:
краны мостового типа, управляемые из кабины, за исключением кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
краны мостового типа грузоподъемностью более 10 тонн, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи;
краны кабельного типа;
краны стрелового типа грузоподъемностью более 1 тонны, за исключением кранов с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота, переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении, башенных кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
краны-манипуляторы грузоподъемностью более 5 тонн или с грузовым моментом более 15 тонно-метров, за исключением кранов-манипуляторов, устанавливаемых на фундаменте;
грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
5.2. лифты электрические, гидравлические, за исключением лифтов:
малых грузовых;
установленных в малоэтажных жилых домах частного жилищного фонда;
установленных в шахтных стволах в горнодобывающей промышленности, на судах и иных плавучих средствах, самолетах и других летательных аппаратах;
с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема;
специального назначения для военных целей;
5.3. эскалаторы и конвейеры пассажирские, за исключением установленных в шахтных стволах в горнодобывающей промышленности;
5.4. подъемники строительные грузопассажирские, за исключением:
подъемников, установленных в шахтных стволах в горнодобывающей промышленности, на судах и иных плавучих средствах, самолетах и других летательных аппаратах;
подъемников, предназначенных только для транспортировки грузов;
подъемников театральных, специального назначения;
рабочих кабин, платформ, подвешенных к подъемным устройствам;
платформ, предназначенных для выполнения работ или перевозки лиц с ограниченными возможностями (рабочие платформы, подъемники для инвалидов и другие);
5.5. пассажирские канатные дороги:
подвесные одноканатные с кольцевым движением постоянно закрепленного на несуще-тяговом канате подвижного состава;
подвесные одно- и двухканатные с кольцевым движением закрепленного на несуще-тяговом (тяговом) канате и отцепляемого на станциях подвижного состава;
подвесные одно- и двухканатные с маятниковым движением подвижного состава;
5.6. грузоподъемные машины военного назначения.
6. Аттракционы:
механизированные с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 3 метров в секунду – для детских аттракционов и более 5 метров в секунду – для других аттракционов (независимо от высоты подъема), за исключением автодромов, автопоездов прогулочных, автомобилей и картингов, в которых пассажирские модули могут перемещаться вне направляющих движения независимо от скорости перемещения;
механизированные с подъемом посадочных мест (пассажиров) на относительную высоту более 2 метров – для детских аттракционов и более 3 метров – для других аттракционов (независимо от скорости перемещения пассажиров);
немеханизированные с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 5 метров в секунду (независимо от высоты подъема), за исключением аттракционов с эластичными элементами (катапульты, прыжки с высоты на эластичном канате и другие);
горки водные с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 5 метров в секунду и (или) относительной высотой спуска более 3 метров.
Регистрации не подлежат принадлежащие иностранным организациям потенциально опасные объекты, временно ввезенные в Республику Беларусь. Эксплуатация и обслуживание данных потенциально опасных объектов будут осуществляться без участия подрядных организаций – резидентов Республики Беларусь.
Для регистрации, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией потенциально опасного объекта, владелец представляет в регистрирующий орган заявление установленной формы (форма заявления приведена ниже) и иные документы в соответствии с подпунктом 20.18.2 пункта 20.18 единого перечня административных процедур осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17 февраля 2012 г. № 156.
Срок осуществления административной процедуры – 5 рабочих дней.
Владелец потенциально опасного объекта обязан в месячный срок обратиться в регистрирующий орган для внесения изменений в документы, связанные с регистрацией потенциально опасных объектов, в следующих случаях:
- при изменении наименования владельца и (или) его места нахождения;
- после реконструкции (модернизации) потенциально опасного объекта;
- после демонтажа и установки потенциально опасного объекта на новом месте;
- при его списании (выводе из эксплуатации) с последующей утилизацией.
Стоит обратить внимание, что эксплуатация потенциально опасного объекта до его регистрации в органах Госпромнадзора не допускается.
Старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского областного управления
Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
И снова о человеческом факторе.
В настоящее время сложно себе представить строительный объект без грузоподъемного крана на нем, а точнее практически невозможно. На любой строительной площадке грузоподъемный кран – фигура одна из главных. Люди инстинктивно боятся (опасаются) работающего грузоподъемного крана. Однако не будет и новостью тот факт, что, исходя из нынешних реалий нашей жизни, возвышающиеся в людных местах огромные грузоподъемные краны стали уже привычными для восприятия. Всему этому способствует как новое строительство, так и реконструкция существующих зданий-памятников архитектуры, снос ветхих зданий и строительство на их месте новых, а главное современных, высотных жилых домов. Но стоит заметить, что пренебрежительность к использованию крупногабаритной строительной технике, которым также является и грузоподъемный кран, чревата последствиям, изменить которые в некоторых случаях невозможно.
Зачастую краны работают в стесненных условиях городской застройки, в условиях интенсивного строительства производство работ на одной строительной площадке несколькими грузоподъемными кранами одновременно, что требует от производителя работ неукоснительного соблюдения требований безопасности. Организация производства работ в таких условиях еще больше усложняет задачу в обеспечении безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Не редки несчастные случаи, в том числе и со смертельным исходом при производстве работ грузоподъемными кранами, а аварии с кранами наносят большой экономический ущерб предприятию. В большинстве своем случаев аварии и (или) инциденты являются следствием нарушений, в основе которых стоит человеческий фактор. Именно «хромающая» организация производства работ с использованием грузоподъемного крана нуждается в повышении ее должного уровня. Вот на что действительно нужно акцентировать внимание!
В соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов (далее – Правила), утвержденных постановлением МЧС РБ от 22 декабря 2018 г. № 66 кран является потенциально опасным объектом, при эксплуатации которого могут возникнуть (и возникают) следующие нарушения организации производства работ грузоподъемными кранами, следствием которого являются аварии и (или) инциденты:
лица, ответственные за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, машинисты крана (крановщики) и стропальщики не ознакомлены с проектом производства работ;
неправильная установка крана на месте производства работ (на краю откоса, котлована, на свеженасыпанном грунте и т.п.);
неправильная (ненадежная) строповка груза;
применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений и тары;
перегруз крана во время подъема груза, масса которого превышает его грузоподъемность, или примерзшего, залитого бетоном, заваленного чем-либо;
несоблюдение технологических карт складирования грузов;
нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;
подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов.
Все аварии и (или) инциденты, с участием грузоподъемных кранов, обязательно расследуются в установленном порядке, а также выясняются их причины. Мозырский межрайонный отдел ГОУ Госпромнадзора напоминает, что только строгое соблюдение требований инструкций завода-изготовителя и Правил может предостеречь от возможного травматизма.
Старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского ОУ Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов.
Вопрос:
Просим Вас разъяснить, подлежит ли регистрации в Госпромнадзоре крано - манипуляторная установка ИНМАН ИМ-150N с максимальным грузовым моментом 14,3 т.м., установленная на автомобиле КАМАЗ?
Ответ:
Регистрации в Госпромнадзоре подлежат краны-манипуляторы грузоподъемностью более 5 тонн или с грузовым моментом более 15 тонно-метров, отнесенные в соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О промышленной безопасности» к потенциально опасным объектам (далее – ПОО).
Указанный в обращении кран-манипулятор, состоящий из автомобиля КАМАЗ со смонтированной на его шасси крано-манипуляторной установкой ИНМАН ИМ-150N, технические характеристики которой имеются в свободном доступе в сети Интернет, относится к ПОО и подлежит регистрации
в Госпромнадзоре, так как его максимальная грузоподъемность составляет
6,1 тонны, несмотря на то, что значение максимального грузового момента меньше 15 тонно-метров (14,3).
Вопрос:
Надо ли зачислять на профессиональную переподготовку по профессии «Стропальщик» работников, которые при обучении в учреждениях образования прослушали теоретическую часть по указанной профессии в дополнение к основной получаемой профессии. В случае отсутствия необходимости зачисления на профессиональную подготовку, как оформить допуск к стропальным работам?
Ответ:
Статьей 220-1 Трудового кодекса Республики Беларусь устанавливается, что наниматель определяет необходимость профессиональной подготовки либо переподготовки работников
для собственных нужд.
Руководитель субъекта промышленной безопасности в соответствии с пунктом 337 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), назначает локальным правовым актом
для производства работ грузоподъемными кранами и строповки грузов стропальщиков.
Согласно требованиям пункта 347 Правил к строповке грузов допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию, прошедшие медицинский осмотр, проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.
Пункт 3 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний
по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о проверке знаний), определяет, что подготовка по вопросам промышленной безопасности путем освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых в соответствии с законодательством
об образовании проводится для лиц, ответственных за организацию
и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов. Требования указанного пункта
не распространяются на работников, имеющих рабочие профессии, которые проходят только проверку знаний по вопросам промышленной безопасности. На основании требований пункта 7 Инструкции о проверке знаний первичная проверка знаний рабочих проводится перед допуском
к выполнению работ или самостоятельной работе на конкретном объекте субъекта промышленной безопасности и при переводе на работу
к другому субъекту промышленной безопасности – перед допуском
к выполнению работ или самостоятельной работе.
В соответствии с требованиями пунктов 20 и 23 Инструкции
о проверке знаний первичную, периодическую и внеочередную проверку знаний по вопросам промышленной безопасности рабочие проходят
в комиссии субъекта промышленной безопасности в объеме требований локальных нормативных правовых актов, разработанных с учетом положений нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, определяющих порядок безопасного ведения работ
и содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их функциональные обязанности, с учетом особенностей технологических процессов конкретного производства.
Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что для стропальщика, имеющего документ о получении профессии «стропальщик», наниматель сам определяет необходимость профессиональной подготовки либо переподготовки. Допуск к строповке грузов осуществляется локальным правовым актом субъекта промышленной безопасности работников не моложе 18 лет, имеющих соответствующую выполняемой работе профессию «стропальщик», прошедших медицинский осмотр и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии субъекта промышленной безопасности.
Вопрос:
Грузовой центр транспортной логистики производит погрузочно-разгрузочные работы по перегрузке кирпича в сформированных пакетах на поддонах ПС-3 со стяжками согласно СТБ 1228-2000 «Кирпич и камни силикатные». Просим Вас разъяснить, возможна ли работа с данным грузом по прямому варианту (вагон-автомобиль; автомобиль–вагон) в сформированных пакетах на поддонах ПС-3 со стяжками.
Ответ:
В том случае, когда перегрузка кирпича из вагона в автомобиль
(из автомобиля в вагон) осуществляется с использованием грузоподъемных кранов, на которые распространяется действие Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), необходимо учитывать требование пункта 422 Правил, согласно которому в частности определено, что перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича и других грузов на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств.
Указания по погрузке при транспортировке силикатных изделий
на поддонах сформированными пакетами, касающиеся использования
в качестве средств пакетирования скрепляющих устройств (съемных или стационарных), а также упаковки с применением термоусадочной или растягивающейся пленок и стяжки пакетов металлической или пластиковой лентой, содержащиеся в ГОСТ 379-2015 «Кирпич, камни, блоки и плиты перегородочные силикатные. Общие технические условия» (введен в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 23 мая 2016 г. № 37 в качестве государственного стандарта с отменой
СТБ 1228-2000, указанного в обращении), целесообразно соблюдать
при организации погрузочно-разгрузочных работ с использованием грузоподъемных кранов. При этом в соответствии с пунктом 338 Правил
для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
в субъекте промышленной безопасности должна быть разработана технологическая документация, проекты производства работ грузоподъемными кранами, схемы строповки, складирования грузов
и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Таким образом, при выполнении указанных требований Правил (при этом целесообразно соблюдение требований ГОСТ 379-2015) перегрузка силикатного кирпича в пакетах на поддонах из вагона в автомобиль
(из автомобиля в вагон) с использованием грузоподъемных кранов возможна.
Старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского ОУ Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий