Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов.
Намерения Госпромнадзора – БЕЗОПАСНОСТЬ
Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1998г. №584, регламентируют вопросы безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов на территории Республики Беларусь. Через территорию Гомельской области, проходят магистральные трубопроводы ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и УП «Запад-Транснефтепродукт» транспортирующие углеводороды по трубам диаметр которых достигает 1400мм под избыточным давлением до 100 кгс/ см² или 10 МПа. При таких условиях работы трубопроводов, важным фактором является состояние охранных зон магистральных трубопроводов.
Информационно: охранная зона магистрального трубопровода – участок земли, ограниченный условными линиями, проходящими в пределах от 50 до 100 метров от оси трубопровода с каждой стороны. Земельные участки, входящие в охранные зоны магистральных трубопроводов, не изымаются у землевладельцев и землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил охраны магистральных трубопроводов.
Не соблюдение Правил может привести к повреждение магистральных трубопроводов, находящихся под высоким давлением, с последующими чрезвычайными ситуациями ( гибель людей, скота, разрушение близлежащих зданий, сооружений, большой площадью пожара, большие материальные затраты на восстановительные работы, временное прекращение подачи транспортируемых углеводородов потребителям).
В целях не допущения нарушений в охранных зонах магистральных трубопроводов проводятся мониторинги и патрулирование(вертолетные облёты, пешие обходы) охранных зон, информируется население и субъекты хозяйствования через средства массовой информации (телевидение, радио), по средством памяток, писем и проведения Госпромнадзором профилактических совещаний с представителями операторов трубопроводного транспорта, землевладельцами и землепользователями производящие работы в районе прохождения магистральных трубопроводов.
Магистральные трубопроводы проходят вне территорий населенных пунктов - через поля, леса, водные преграды и обозначаются на местности опознавательными столбиками высотой 1,5–2 м от поверхности земли с информационно-предупредительной табличкой.
Информационно: За нарушение правил охраны магистральных трубопроводов предусмотрено наложение штрафа на физическое лицо в размере от десяти до сорока базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин (часть 1 ст. 18.40 «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»), нарушение правил охраны магистральных трубопроводов, вызвавшее повреждение магистрального трубопровода или перерыв в обеспечении потребителей газом- влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от двухсот до пятисот базовых величин (часть 2 ст. 18.40 «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»).
Также стоит отметить, что эксплуатация магистральных трубопроводов контролируется как эксплуатирующими организациями, так и государственными надзорными органами. По итогам проведенного анализа выявленных нарушений в охранных зонных магистральных трубопроводов за 2017-2020г.г. - основными нарушениями являются не соблюдение требования пунктов 16 и 17 Правил охраны магистральных трубопроводов, и нарушаются в результате проведения работ, в частности:
валка леса, складирование пиленого леса и (или) порубочных остатков в охранной зоне, совершение проездов и переездов через трассы трубопроводов, работа в охранной зоне трубопровода без письменного разрешения предприятия трубопроводного транспорта;
полевые сельскохозяйственные работы, высадка плодовых деревьев в охранной зоне без письменного разрешения оператора магистрального нефтепровода;
устройство свалки или складирование продукции (сено, солома) в охранной зоне магистрального газопровода.
Информационно: Правилами охраны магистральных трубопроводами определено:
что входит в состав трубопроводов(пункт 3);
порядок установления охранных зон(пункт 11);
порядок землепользования земельными участками, входящие в охранные зоны трубопроводов(пункт 13);
что запрещается в охранных зонах(пункт 16);
что запрещается в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта(пункт 17);
порядок обозначения трасс трубопровода(пункты 27, 28)
Следует отметить, что положительным результатом проведенных ранее профилактических мероприятий это - минимальное количество выявленных нарушений в 2020 году по отношению к 2017-2019 годам (одно нарушение в Буда-Кошелевском районе - складирования пиленого леса в охранной зоне магистрального газопровода).
В заключении стоит отметить, что соблюдение требований законодательства Республики Беларусь в области магистрального трубопроводного транспорта позволит исключить нарушения в охранных зонах, способствовать безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов и защитить общественные и государственные интересы Республики Беларусь.
Старший государственный инспектор Гомельского областного управления Госпромнадзора Волков Николай
О проверке знаний в области промышленной безопасности.
Работники субъектов промышленной безопасности проходят подготовку и проверку знаний в области промышленной безопасности согласно Постановлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06 июля 2016 года №31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» с изменениями и дополнениями внесенными Постановлением МЧС РБ от 28 апреля 2018 года №27.
Первичную и периодическую проверку знаний в комиссиях по промышленной безопасности, создаваемых в Госпромнадзоре, проходят:
руководители и специалисты, осуществляющие руководство и назначенные в установленном порядке ответственными за ведение работ при выполнении работ и (или) оказании услуг и выполняющие работы, составляющие деятельность в области промышленной безопасности;
лица, ответственные за безопасную эксплуатацию;
лица, ответственные за осуществление производственного контроля;
преподаватели;
члены комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, созданной в субъекте промышленной безопасности, за исключением членов комиссии структурных и обособленных подразделений.
Обращаем внимание руководителей и специалистов субъектов промышленной безопасности на порядок прохождения проверки знаний в Мозырском межрайонном отделе Гомельского областного управления Госпромнадзора (далее Мозырский межрайонный отдел).
Субъекты промышленной безопасности обращаются в Мозырский отдел с письмом-заявкой установленной формы, в котором в обязательном порядке указывается вид проверки знаний, по каким правилам или нормативным актам и в качестве кого проходят проверку знаний, имя и отчество заявленных лиц пишется полностью, должность указывается в соответствии со штатным расписанием.
После получения заявки работниками Мозырского отдела направляются в адрес заявителя выписанные счет-фактура и акты выполненных услуг. Проверку знаний необходимо пройти не позднее месяца со дня подачи заявки.
Проверка знаний проводится каждый понедельник с 9 до 13 часов. Экзаменуемым необходимо представить секретарю комиссии оригинал письма-заявки (в случае направления его по факсу), копию платежного поручения, два акта выполненных услуг с подписью руководителя и живой печатью.
Лица, прибывшие на проверку знаний, допускаются к сдаче экзамена при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Информируем руководителей и специалистов о том, что на сайте Госпромнадзора в разделе «Проверка знаний» размещены перечни вопросов по всем направлениям деятельности и для разных категорий лиц.
Справочно моменты, на которые стоит обратить внимание:
проверку знаний Законодательства в области промышленной безопасности проходят только председатель комиссии по проверке знаний в качестве такового и лицо, ответственное за осуществление производственного контроля.
Первичную проверку знаний проходят лица, прошедшие обучение, в письме-заявке указывается название учебного заведения и предоставляются свидетельства об обучении.
Лица, прошедшие проверку знаний в качестве лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, лица, ответственного за осуществление производственного контроля, руководителя и специалиста, осуществляющего руководство работами, включаются в состав комиссии по проверке знаний.
Отменен экзамен для членов комиссии по всем направлениям деятельности в области промышленной безопасности.
Проверка знаний проводится на компьютере, количество правильных ответов, являющееся основанием для признания результатов проверки знаний положительными, 16 из 20 заданных.
Во время проверки знаний не разрешается:
пользоваться нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, справочной и специальной литературой;
вести переговоры с другими работниками субъекта промышленной безопасности;
пользоваться средствами связи.
В целях реализации рекомендаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь и принятия дополнительных мер по профилактике ОРВИ среди работников Госпромнадзора введено временное ограничение на прием посетителей в здании Мозырского межрайонного отдела Гомельского областного управления Госпромнадзора. С целью исключения нахождения одновременно большого количества посетителей в здании, временно введена предварительная запись по телефонам: 8-0236-22-55-27, 8-0236-22-55-28.
Работникам, направляемым на проверку знаний необходимо иметь защитную маску и производить обработку рук антисептическим раствором, имеющимся на входе в здание.
По любым вопросам о порядке прохождения проверки знаний и правильного оформления документов можно обращаться к работникам Мозырского межрайонного отдела Гомельского областного управления Госпромнадзора.
Желаем удачной сдачи экзаменов.
Ведущий государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского областного управления Госпромнадзора Т.Н.Росоха
Порядок регистрации потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности в части подъемных сооружений
Потенциально опасный объект – объект, указанный в перечне потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности согласно приложению 2 к Закону РБ «О промышленной безопасности» (далее – Закон). Потенциально опасные объекты подлежат регистрации в случае их отнесения в соответствии с приложением 2 к Закону до их ввода в эксплуатацию. В соответствии с пунктами 5, 6 приложения 2 к Закону к потенциально опасным объектам в части подъемных сооружений относятся:
5.1. грузоподъемные краны:
краны мостового типа, управляемые из кабины, за исключением кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
краны мостового типа грузоподъемностью более 10 тонн, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи;
краны кабельного типа;
краны стрелового типа грузоподъемностью более 1 тонны, за исключением кранов с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота, переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении, башенных кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
краны-манипуляторы грузоподъемностью более 5 тонн или с грузовым моментом более 15 тонно-метров, за исключением кранов-манипуляторов, устанавливаемых на фундаменте;
грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
5.2. лифты электрические, гидравлические, за исключением лифтов:
малых грузовых;
установленных в малоэтажных жилых домах частного жилищного фонда;
установленных в шахтных стволах в горнодобывающей промышленности, на судах и иных плавучих средствах, самолетах и других летательных аппаратах;
с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема;
специального назначения для военных целей;
5.3. эскалаторы и конвейеры пассажирские, за исключением установленных в шахтных стволах в горнодобывающей промышленности;
5.4. подъемники строительные грузопассажирские, за исключением:
подъемников, установленных в шахтных стволах в горнодобывающей промышленности, на судах и иных плавучих средствах, самолетах и других летательных аппаратах;
подъемников, предназначенных только для транспортировки грузов;
подъемников театральных, специального назначения;
рабочих кабин, платформ, подвешенных к подъемным устройствам;
платформ, предназначенных для выполнения работ или перевозки лиц с ограниченными возможностями (рабочие платформы, подъемники для инвалидов и другие);
5.5. пассажирские канатные дороги:
подвесные одноканатные с кольцевым движением постоянно закрепленного на несуще-тяговом канате подвижного состава;
подвесные одно- и двухканатные с кольцевым движением закрепленного на несуще-тяговом (тяговом) канате и отцепляемого на станциях подвижного состава;
подвесные одно- и двухканатные с маятниковым движением подвижного состава;
5.6. грузоподъемные машины военного назначения.
6. Аттракционы:
механизированные с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 3 метров в секунду – для детских аттракционов и более 5 метров в секунду – для других аттракционов (независимо от высоты подъема), за исключением автодромов, автопоездов прогулочных, автомобилей и картингов, в которых пассажирские модули могут перемещаться вне направляющих движения независимо от скорости перемещения;
механизированные с подъемом посадочных мест (пассажиров) на относительную высоту более 2 метров – для детских аттракционов и более 3 метров – для других аттракционов (независимо от скорости перемещения пассажиров);
немеханизированные с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 5 метров в секунду (независимо от высоты подъема), за исключением аттракционов с эластичными элементами (катапульты, прыжки с высоты на эластичном канате и другие);
горки водные с линейной скоростью перемещения посадочных мест (пассажиров) более 5 метров в секунду и (или) относительной высотой спуска более 3 метров.
Регистрации не подлежат принадлежащие иностранным организациям потенциально опасные объекты, временно ввезенные в Республику Беларусь. Эксплуатация и обслуживание данных потенциально опасных объектов будут осуществляться без участия подрядных организаций – резидентов Республики Беларусь.
Для регистрации, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией потенциально опасного объекта, владелец представляет в регистрирующий орган заявление установленной формы (форма заявления приведена ниже) и иные документы в соответствии с подпунктом 20.18.2 пункта 20.18 единого перечня административных процедур осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17 февраля 2012 г. № 156.
Срок осуществления административной процедуры – 5 рабочих дней.
Владелец потенциально опасного объекта обязан в месячный срок обратиться в регистрирующий орган для внесения изменений в документы, связанные с регистрацией потенциально опасных объектов, в следующих случаях:
- при изменении наименования владельца и (или) его места нахождения;
- после реконструкции (модернизации) потенциально опасного объекта;
- после демонтажа и установки потенциально опасного объекта на новом месте;
- при его списании (выводе из эксплуатации) с последующей утилизацией.
Стоит обратить внимание, что эксплуатация потенциально опасного объекта до его регистрации в органах Госпромнадзора не допускается.
Старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского областного управления
Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
И снова о человеческом факторе.
В настоящее время сложно себе представить строительный объект без грузоподъемного крана на нем, а точнее практически невозможно. На любой строительной площадке грузоподъемный кран – фигура одна из главных. Люди инстинктивно боятся (опасаются) работающего грузоподъемного крана. Однако не будет и новостью тот факт, что, исходя из нынешних реалий нашей жизни, возвышающиеся в людных местах огромные грузоподъемные краны стали уже привычными для восприятия. Всему этому способствует как новое строительство, так и реконструкция существующих зданий-памятников архитектуры, снос ветхих зданий и строительство на их месте новых, а главное современных, высотных жилых домов. Но стоит заметить, что пренебрежительность к использованию крупногабаритной строительной технике, которым также является и грузоподъемный кран, чревата последствиям, изменить которые в некоторых случаях невозможно.
Зачастую краны работают в стесненных условиях городской застройки, в условиях интенсивного строительства производство работ на одной строительной площадке несколькими грузоподъемными кранами одновременно, что требует от производителя работ неукоснительного соблюдения требований безопасности. Организация производства работ в таких условиях еще больше усложняет задачу в обеспечении безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Не редки несчастные случаи, в том числе и со смертельным исходом при производстве работ грузоподъемными кранами, а аварии с кранами наносят большой экономический ущерб предприятию. В большинстве своем случаев аварии и (или) инциденты являются следствием нарушений, в основе которых стоит человеческий фактор. Именно «хромающая» организация производства работ с использованием грузоподъемного крана нуждается в повышении ее должного уровня. Вот на что действительно нужно акцентировать внимание!
В соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов (далее – Правила), утвержденных постановлением МЧС РБ от 22 декабря 2018 г. № 66 кран является потенциально опасным объектом, при эксплуатации которого могут возникнуть (и возникают) следующие нарушения организации производства работ грузоподъемными кранами, следствием которого являются аварии и (или) инциденты:
лица, ответственные за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, машинисты крана (крановщики) и стропальщики не ознакомлены с проектом производства работ;
неправильная установка крана на месте производства работ (на краю откоса, котлована, на свеженасыпанном грунте и т.п.);
неправильная (ненадежная) строповка груза;
применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений и тары;
перегруз крана во время подъема груза, масса которого превышает его грузоподъемность, или примерзшего, залитого бетоном, заваленного чем-либо;
несоблюдение технологических карт складирования грузов;
нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;
подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов.
Все аварии и (или) инциденты, с участием грузоподъемных кранов, обязательно расследуются в установленном порядке, а также выясняются их причины. Мозырский межрайонный отдел ГОУ Госпромнадзора напоминает, что только строгое соблюдение требований инструкций завода-изготовителя и Правил может предостеречь от возможного травматизма.
Старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского ОУ Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий
Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов.
Вопрос:
Просим Вас разъяснить, подлежит ли регистрации в Госпромнадзоре крано - манипуляторная установка ИНМАН ИМ-150N с максимальным грузовым моментом 14,3 т.м., установленная на автомобиле КАМАЗ?
Ответ:
Регистрации в Госпромнадзоре подлежат краны-манипуляторы грузоподъемностью более 5 тонн или с грузовым моментом более 15 тонно-метров, отнесенные в соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О промышленной безопасности» к потенциально опасным объектам (далее – ПОО).
Указанный в обращении кран-манипулятор, состоящий из автомобиля КАМАЗ со смонтированной на его шасси крано-манипуляторной установкой ИНМАН ИМ-150N, технические характеристики которой имеются в свободном доступе в сети Интернет, относится к ПОО и подлежит регистрации
в Госпромнадзоре, так как его максимальная грузоподъемность составляет
6,1 тонны, несмотря на то, что значение максимального грузового момента меньше 15 тонно-метров (14,3).
Вопрос:
Надо ли зачислять на профессиональную переподготовку по профессии «Стропальщик» работников, которые при обучении в учреждениях образования прослушали теоретическую часть по указанной профессии в дополнение к основной получаемой профессии. В случае отсутствия необходимости зачисления на профессиональную подготовку, как оформить допуск к стропальным работам?
Ответ:
Статьей 220-1 Трудового кодекса Республики Беларусь устанавливается, что наниматель определяет необходимость профессиональной подготовки либо переподготовки работников
для собственных нужд.
Руководитель субъекта промышленной безопасности в соответствии с пунктом 337 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), назначает локальным правовым актом
для производства работ грузоподъемными кранами и строповки грузов стропальщиков.
Согласно требованиям пункта 347 Правил к строповке грузов допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию, прошедшие медицинский осмотр, проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.
Пункт 3 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний
по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция о проверке знаний), определяет, что подготовка по вопросам промышленной безопасности путем освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых в соответствии с законодательством
об образовании проводится для лиц, ответственных за организацию
и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов. Требования указанного пункта
не распространяются на работников, имеющих рабочие профессии, которые проходят только проверку знаний по вопросам промышленной безопасности. На основании требований пункта 7 Инструкции о проверке знаний первичная проверка знаний рабочих проводится перед допуском
к выполнению работ или самостоятельной работе на конкретном объекте субъекта промышленной безопасности и при переводе на работу
к другому субъекту промышленной безопасности – перед допуском
к выполнению работ или самостоятельной работе.
В соответствии с требованиями пунктов 20 и 23 Инструкции
о проверке знаний первичную, периодическую и внеочередную проверку знаний по вопросам промышленной безопасности рабочие проходят
в комиссии субъекта промышленной безопасности в объеме требований локальных нормативных правовых актов, разработанных с учетом положений нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, определяющих порядок безопасного ведения работ
и содержащих требования промышленной безопасности, соблюдение которых входит в их функциональные обязанности, с учетом особенностей технологических процессов конкретного производства.
Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что для стропальщика, имеющего документ о получении профессии «стропальщик», наниматель сам определяет необходимость профессиональной подготовки либо переподготовки. Допуск к строповке грузов осуществляется локальным правовым актом субъекта промышленной безопасности работников не моложе 18 лет, имеющих соответствующую выполняемой работе профессию «стропальщик», прошедших медицинский осмотр и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии субъекта промышленной безопасности.
Вопрос:
Грузовой центр транспортной логистики производит погрузочно-разгрузочные работы по перегрузке кирпича в сформированных пакетах на поддонах ПС-3 со стяжками согласно СТБ 1228-2000 «Кирпич и камни силикатные». Просим Вас разъяснить, возможна ли работа с данным грузом по прямому варианту (вагон-автомобиль; автомобиль–вагон) в сформированных пакетах на поддонах ПС-3 со стяжками.
Ответ:
В том случае, когда перегрузка кирпича из вагона в автомобиль
(из автомобиля в вагон) осуществляется с использованием грузоподъемных кранов, на которые распространяется действие Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), необходимо учитывать требование пункта 422 Правил, согласно которому в частности определено, что перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича и других грузов на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств.
Указания по погрузке при транспортировке силикатных изделий
на поддонах сформированными пакетами, касающиеся использования
в качестве средств пакетирования скрепляющих устройств (съемных или стационарных), а также упаковки с применением термоусадочной или растягивающейся пленок и стяжки пакетов металлической или пластиковой лентой, содержащиеся в ГОСТ 379-2015 «Кирпич, камни, блоки и плиты перегородочные силикатные. Общие технические условия» (введен в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 23 мая 2016 г. № 37 в качестве государственного стандарта с отменой
СТБ 1228-2000, указанного в обращении), целесообразно соблюдать
при организации погрузочно-разгрузочных работ с использованием грузоподъемных кранов. При этом в соответствии с пунктом 338 Правил
для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
в субъекте промышленной безопасности должна быть разработана технологическая документация, проекты производства работ грузоподъемными кранами, схемы строповки, складирования грузов
и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Таким образом, при выполнении указанных требований Правил (при этом целесообразно соблюдение требований ГОСТ 379-2015) перегрузка силикатного кирпича в пакетах на поддонах из вагона в автомобиль
(из автомобиля в вагон) с использованием грузоподъемных кранов возможна.
Старший государственный инспектор
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского ОУ Госпромнадзора П.Н.Скоростецкий